Определимся с персонажами:

Цель игры «Сага» - сыграть не героев, а живых исландцев, какими они были в IX веке. Ведь, по сути дела, самого эпического времени в реальной истории никогда и не было, не было в действительности этих крупных цельных героических фигур, богатырей, «Елен Премудрых».
Наиболее близким к живым исландцам представляются нам герои саг.
Как источники при подготовке к игре мы используем 1) саги – для того, чтобы почерпнуть из них реальные ситуации, примеры поведения, бытовых реалий; 2) Эдду – как итог записи суммы житейской мудрости, которая в отыгрываемое время была устной и несформированной в единое художественное целое. Мы берем из Эдды не факты, а предания.

Немного о понимании героического в эпосе по А.Я. Гуревичу:

Трактовка героического в Эдде – не реальная программа действий для живого исландца, а некое идеальное отвлеченное представление, как для нас, современных людей, высокие понятие добра и зла, человеческой жизни как высшей ценности и т.п.
Важнейшие категории этики, взятые их Эдды, это героизм, смерть, время и судьба, из которых последняя выступает как всеобъемлющая и раскрывается через 3 первых: «отношение к смерти определяется отношением к будущему, и смерть открывает путь к бессмертной славе». Подвиг и гибель героя осознаются в эддической поэзии не как результат его личной инициативы, свободного поведения или стечения обстоятельств, а как проявление судьбы – т.е. в человеке изначально заложено героическое начало, которому он следует. (Гуревич).
Но, повторимся, для обычного исландца того времени это – нечто далекое, наподобие заповедей для современного христианина.

Гибнут стада, родня умирает
И смертен ты сам, но смерти не ведает
Громкая слава деяний достойных

Гибнут стада, родня умирает
И смертен ты сам, но знаю одно,
Что вечно бессмертно – умершего слава.

Об отличии взглядов древнего исландца от стереотипов современного мышления:

«В сагах с полным спокойствием рассказывается, как один уважаемый человек пришел к другому и пропорол его насквозь» (О. Смирницкая)
Мало того, «Только трус мстит сразу, а раб – никогда», как говорится в исландской пословице, убийство совершали по трезвому размышлению, тщательно спланировав. Ведь убийства, о которых идет речь в сагах – распря в рамках кровной мести, обычая характерного для родового общества. Распря имела не только отрицательные, но и положительные стороны – в обществе, где не были предусмотрены карательные органы, она выступала в качестве формы необходимой самообороны, предотвращая, к тому же, непредвиденные вспышки агрессии, ибо направляла убийства в упорядоченное русло.
Убийство в рамках мести совершалось из чувства долга. Это «гласное», объявленное убийство. Тот, кто мстил тайком, отрицая свою причастность к смерти врага, – подвергался осуждению, ибо не выполнил долг, даже позволил врагу умереть, не дождавшись мести. Чувство долга было тесно связано с понятием чести рода. За родственников не только мстили, считалось также приличным покрывать их на суде, если предоставлялась такая возможность.
«Честным» считалось убийство в бою или поединке с последующим объявлением об убийстве двум свидетелям. Удар наносился открыто, не со спины или из укрытия, обязательно днем. Такое убийство могло закончиться выплатой виры и примирением с родственниками убитого. Уличенного в нечестном убийстве ожидало на тинге объявление вне закона. В рамках мести убивали только мужчин, убить женщину, ребенка считалось недостойным.

DREGESKAPUR
Данное понятие занимало центральное место в моральном кодексе викингов. Оно включало в себя ряд качеств обязательных для каждого достойного члена общества:
I Самоуважение, честь, безупречная репутация
II Верность роду и дружбе
III Определяющая роль обычая в жизни:
обычай гостеприимства
обычай подношения
обычай клятвы
обычай мщения
обычай добрых дел на благо общества

Вождь в дополнение к вышеперечисленному также должен был проявлять мужество, щедрость, стойкость, верность братьям по оружию, правдивость, красноречие и «тягу к жизни наряду с готовностью бесстрашно и без колебаний встретить смерть». («Викинги. Набеги с севера»)
Сей негласный на
IX век кодекс впоследствии был записан в «Havamal» - «Речах Высшего» в «Старшей Эдде». Сложность в использовании этого произведения при подготовке к игре заключается в том, что это, как ни крути, специфически мужской кодекс… Анализ данного текста позволяет из сборника житейской мудрости, передававшейся, видимо, в роду от старших к младшим, выделить группы практических советов:

О поведении в гостях

Осмотрительность и разумная осторожность (в меру, т.к. если уличат – поднимут на смех) «Будь осторожен, но страха чуждайся!»
Иметь, что рассказать (о странах, людях,  событиях + предания)
Пить, есть в меру. Не неучтиво рано лечь спать.
В гости идти, плотно поев. Умный гость примерно знает, куда его посадят, туда и идет.
«Кто нравом тяжел – тот всех осуждает, смеется над всем, ему невдомек, что сам он с изъяном»
«Гость не должен назойливым быть и сидеть бесконечно»
В гости приходить вовремя (когда пиво уже сварено, но еще не выпито), хотя «кто не мил, тот некстати» всегда.
Приходя в гости, воину прилично повесить оружие на стену, или положить за собой на скамью, отстегнув ножны от пояса.

О приеме гостей и умном ведении хозяйства

Гостеприимство оказывают всем и всегда. Даже на врага в своем доме не нападают – пусть сначала выйдет за околицу. Несчастных одаряют, нищих одевают.
Приветливость с гостями. Недопустимо глумиться над гостем! (если он, конечно, понимает, что над ним глумятся…)
Гостю надо дать согреться у огня, вымыть руки (женщина подает воду и полотенце), развлечь разговором, выслушать (вот почему гость должен всегда иметь, что рассказать). Может получиться даже что-то вроде словесного состязания гостя и хозяина в мудрости и познаниях (это состязание прилично закончить признанием взаимной мудрости, а не дракой)
В речах познается мудрость, безмолвие отупляет.
В гости лучше идти с подарком. Дары не отвергают, всегда дарят отдарок, равный по цене или чуть дороже. Если хевдинг одарил чем-то очень дорогим (к примеру, драккаром), единственный способ не потерять лицо – пойти к хевдингу на службу. Глупо дарить одно и то же (перстень в ответ на перстень).
Хороший хозяин умеет уладить ссоры на пиру и не допустить кровопролитье. Умный хозяин знает, как рассадить гостей (самое почетное место – посреди скамьи у северной стены, второе – напротив, третье – по правую руку от первого, 4е – от второго, 5-е – по левую руку от первого, 6е – от второго и т.д.)

Ценится хозяйственность и домовитость. Воин и купец – одно и то же лицо, поэтому позднесредневековая ситуация в которой рыцарь презирает торгаша, в
IX веке в Исландии просто невозможна. Женская роль в ведении хозяйства, учете и пр. очень важна, но плох тот хозяин, который не знает, сколько дров надо на зиму, а бересты – на лукошко. Даже в викингском походе ценится тот предводитель, который сумел не только золота добыть, но и не забыл запастись на корабле водой и пищей.
«Покупай коня, пока он тощий, а меч – пока ржавый». В этом совете заключено сложное соотношение между уважением к предприимчивости и презрением к скупости. Речь здесь идет только о покупке хороших (потенциально дорогих) вещей, которые временно находятся в нетоварном состоянии (тощий конь и ржавый меч) и потому дешевы. Т.е. умный хозяин купит вещицу, пока она дешева, и сам доведет ее до блеска, чтоб вызвать уважение и восхищение других. Тот, кто так и будет ездить на кляче и махать ржавой железкой, подвергнется осмеянию. Правда случаются и ситуации, когда достойный человек нарочито разбрасывается деньгами, чтобы не быть обвиненным в скупости. Чаще всего это случается при покупке вещей, предназначенных для дарения.
Чаще всего в обыденном понимании исландца присутствие ума и наличие богатства у человека совпадают, НО:
Излишний достаток может повредить рассудку.
Скупость в молве людской порицаемо не менее, чем трусость.
Такие достоинства как ум и богатство не взаимозаменяемы: если глупому человеку досталось богатство, он не поумнеет, а преумножит чванство.
Есть бедные, в бедности своей неповинные (погорельцы, пострадавшие от набега). Эти люди могут сохранить хорошую репутацию, живя скромно, но честно и не принимая подачек. «На тинг ехать чистым и сытым, хоть в бедной одежде». Своя хибара «лучше чужого дворца, хоть крыша из прутьев».

Об уме и глупости

Ум показывается в речах – скупых, точных формулировках, своих пословицах.
Глупость видна в болтовне и похвалах, более приличествующих женщинам. «Голове враг – язык».
Глупый не умеет распознать насмешку, не видит выгоды, обо всем на свете составляет собственное мнение (как следствие – не глубокое), глумлив, легко заводит серьезных врагов.
 Единственный способ глупому стать уважаемым человеком – дожить до старости, т.к. над стариками достойные люди никогда не смеются. Но, видимо, глупцы до седин не доживают.
Слишком умному живется тяжело – он знает свою судьбу, в его сердце радость – редкий гость.
С достойными людьми надо добиваться доверия, а не соперничать.
Спорить с дураком – показывать себя таким же.
Умных и глупых в мире поровну.
Умственно отсталые (больные) - люди вне общества. Христианского умиления к ним никто не испытывает.

О дружбе
 
Дружба по сагам – сильнейшее чувство после привязанности к роду, которое человек может испытывать. Отсюда проистекает явление побратимства – превращение дружеских чувств в родственные.
«У них был общий кошелек, и они крепко дружили» (Сага о людях из Лаксдаля)
Друг друга – твой друг, враг друга – твой враг.
Откровенные разговоры, частые поездки друг к другу, подарки.
«К худому двору дорога длинна, к двору друга – коротка»
Понимание подарков иное, чем в наши дни – не подхалимаж, а обычай подношения. Подарки укрепляют дружбу. Как и кровная месть, идут чередой, чуть-чуть по нарастающей. Всегда надо знать, когда вовремя остановиться, т.к. если друг не может отдариться, он вынужден отклонить дар = объявить войну.
Плохая дружба – та, что продлилась не более 5 дней.
Если друг лжет, затеял коварство, недостойно ему это спускать лишь из-за того, что вы были друзьями. На ложь надо отвечать ложью, на коварство – коварством.
Несчастьем не следует делиться с дурным человеком. Тайна, которую знают двое – в опасности, которую знают трое – не тайна ни для кого.

Очень важна роль молвы, репутации. Достойному человеку не наплевать, что о нем скажут. В «Саге о Ньяле» куча народу сознательно идет на гибель, чтобы «не сказали люди, что они испугались». Одно из отражений силы молвы – красноречивые прозвища героев саг.
«Человек, что людям не люб – зачем ему жить?»

О составляющих счастья

Можно сказать, что человек не обделен судьбой, если у него есть:

Отдельная и весьма емкая категория сознания древних скандинавов – удача. Понимание ее расходится с современным. Удача в сагах – не характеристика, относящаяся к ряду событий в человеческой жизни. Это свойство самого человека. Это не только то, что гарантирует счастливое стечение обстоятельств. Это некий позитивный образ всех (в том числе и будущих) деяний и начинаний человека, который всегда ассоциируется с ним. Эта удача предназначена не только для одного человека, но и для всего его окружения, родственников, дружины. Удача может расти и уменьшаться.
Интересно, что удача не дает неожиданных запредельных барышей. Она – просто гарантия успеха (не-провала) в  заведомо благополучном деле, которое «выгорит обязательно, если кирпич на голову не упадет». Удача страхует от этих неожиданных «кирпичей». Отсутствие удачи проваливает ожиданный успех. В этой удаче как бы мало сверхъестественного.
Отчасти удача концентрируется в богатстве. Зарывая клад, которому не рассчитывал вернуться (например, на дне болота), викинг старался обеспечить себе сохранение удачи. (Это версия Гуревича).

О повседневных ценностях

Достоинства вещей проверяются временем и делом. Своевременность, как уже неоднократно подтверждалось примерами выше, была исландцами весьма ценима.
День хвали вечером,
Жен – на костре,
Меч – после битвы,
Дев – после свадьбы,
Лед – коли выдержит,
Пиво – коль выпито

Не следует ждать от объектов свойств, которые для них нехарактерны:
У ладьи – быстрота,
У щита – оборона,
Удар – у меча,
Поцелуи – у девы… (тут так и хочется добавить: все остальное – см. выше, - после свадьбы…)

 О воинских премудростях и о вещах, которым не следует доверять.

Хороший воин не должен забывать о своем оружии. В гостях – знает свое место и повесит меч или секиру  на стену над своим сиденьем или положит на скамью за собой. Однако недостойно показывать свой страх и держаться за оружие все время.
«Не видать добычи лежачему волку, а победы проспавшему» - эта фраза из «Старшей  Эдды» восхитительно актуальна для любой ролевой игры.
«Рано встает тот, кто хочет отнять добро или жизнь»
Ночью ратные дела не творятся – «следует встать лишь по нужде или следя за врагом»
За зло надо мстить. Не называть зло добром. Не следует быть довольным дурной вещью – каждый должен знать свое дело, хоть он кузнец, хоть воин.

Не доверяй:
речам девы
разговорам и объяснениям жены (если она объясняется – значит уже что-то нечисто!)
непрочному луку, (здесь и далее – не только буквальные, но и переносные значения, например «непрочный лук» - и плохое оружие, и неверный дружинник)
жаркому пламени (=порывистому человеку)
голодному волку (все ясно…)
горластой вороне (скальду, хвастуну, болтуну, льстецу)
визжащей свинье (обиженному)
стволу  без корней (человеку без рода)

встающему валу  }
котлу, что кипит  }   то же относится и к большому  делу, затеянному не Вами,
летящей стреле    }    например, объединению Норвегии…
отходящему валу  }

тонкому льду,
змее, что свилась,
с изъяном мечу,
медведя проделкам (все то же и о людях: змея, меч. А медведь это вообще название берсерка)

конунга сыну (О, как глубоко в историю уходят корни ненависти к мажорам!)

скотине больной,
рабу своевольному,
 лести колдуньи,
брагу, что сражен (иносказательно эти 4 пункта – о людях в бедственном положении, а к последнему модно еще припомнить «Сагу о Гуннлауге, Змеином Языке»)

всходам ранним,
сыну до срока,
(а тут снова «жены объясненьям…»)
уму сына
убийце брата
горящему дому
коню слишком резвому.

И последняя самая страшная вещь, которая погубила немало жизней – ЖЕНСКАЯ КЛЕВЕТА!

О любви и женщинах

Как уже говорилось, «Havamal» - мужской кодекс, женских же установлений история до нас не донесла, и найти полную сумму женской премудрости здесь невозможно…
Итак, мужчины Исландии
IX века о любви и женщинах:
Женщины лживы, хоть некоторые из мужчин и не уступают им в этом. Любить обманщицу – что плыть на корабле без руля.
«Красно говори и подарки готовь, чтоб жен соблазнять, дев красоту неустанно хваля, будь уверен в успехе»
«Если встречи с красавицей ищешь и ей насладиться намерен – обещанья давай и крепко держи их! Добро не прискучит».
Никого за любовь нельзя осуждать (она может быть и высоким чувством – тогда глупец не понимает, что за любовь спутала мудреца, и смеется над ним). Но и мудрец может быть охвачен страстью и быть безрассуден – не следует открыто порицать его, ведь это может случиться со всяким.
«Чужую жену не должен ты брать в подруги себе»
«С чародейкой не спи, пусть она не сжимает в объятьях тебя. Заставит она позабыть и о тинге и сходках, есть не захочешь, забудешь друзей, сон горестным станет».

Тем не менее, влияние женщины если и не на политически-общественную, то на событийно-хозяйственную жизнь было весьма значительным. Во-первых, в доме главные хозяйственные функции выполняла жена, в отсутствие мужа она распоряжалась имуществом полностью, могла заключать сделки и брать работников. Домочадцы слушались хозяйку не меньше, чем хозяина. В «Саге о Ньяле» распря между домами Гуннара и Ньяля зиждется именно на ссоре хозяек. Несмотря на приказы хозяев остановить вражду, все новые убийцы по приказу хозяек мстят за новые жертвы распри.

О любви: в сагах нет сентиментальных описаний любовных мучений, хоть из фактов и очевидно присутствие любовных переживаний (например, влюбленность Гуннара в Халльгерд). Брак Гуннара расценивается окружающими как безрассудный, как брак по похоти, брак по страсти. Наиболее разумным считается брак по зрелому размышлению (но не по материальному расчету). Любовь чаще всего зарождалась между супругами после заключения брака, как разновидность верной дружбы.
Из описаний событий в сагах явствует, что сами по себе переживания, обусловленные межполовыми отношениями, были: любовь, страсть, ревность (в «Саге об Эгиле» очевидно, что Эгиль влюблен в невесту брата – да он на ней и женится, когда та овдовеет). Но другой была оценка этих чувств,  их не романтизировали, не идеализировали, хоть и признавали их весомость (например, в «Саге о Гуннлауге, Змеином Языке» причина распри – любовь двух мужчин к одной женщине)
Если мужчина имеет связь с чужой женой, считается, что он просто ее одурачил. Здесь нет места современному пониманию подобной трагической ситуации. Напротив, ситуация, где женатый мужчина заводит связь с одинокой женщиной, решается куда гуманее, чем в нашем моногамном обществе. У древних исландцев в таком случае тоже фигурирует термин «побочные дети», но их мать именуется не любовницей, а «побочной женой». И отношения между законной и побочной женой (наложницей) складываются довольно мирно. Чаще всего последняя – ниже по статусу семьи , куда она подселяется, и посему она ни на что не претендует. Законной женой она бы и не смогла стать этому человеку – разные страты. Отец вполне может признать побочных детей законными и тогда между детьми не будет никакой юридической разницы.


Hosted by uCoz