ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЙ КОСТЮМ 12 ВЕКА

Источники для компиляции:
В. Брун, М. Тильке. ИСТОРИЯ КОСТЮМА от древности до Нового времени. М., 1995.
М
. Пастуро. Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей круглого стола (XII-XIII вв.
Источники изображений: http://plintus.lcm.msu.ru/rpg/texts/serdze/index.htm, http://womenshistory.about.com  (авторские акварели и маленькие черно-белые картинки в конце текста), http://www.dragonbear.com/strutt.html (миниатюры 12 и 13 века), http://gorod.renet.ru/rus/page/evrcos-v.htm (выкройки, которые также можно найти в приложении к Мерцаловой, а также у Готтенрота и Бруна  и Тильке), http://www.pipcom.com/~tempus/landsknecht/index.html (вторая и третья картинка в статье и выкройка шоссов), http://www.pipcom.com/~tempus/landsknecht/index.html (gif женского костюма) Footwear of the Middle Ages, точнее - http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/shoe/SLIST3.HTM  (картинки, названия и выкройки обуви)

Наполняются новым содержанием понятия женской и мужской красоты. С возвышением женщины и возникновением культа прекрасной дамы меняются критерии мужских достоинств.

"Мужественной" считается тонкая, грациозная фигура молодого человека; идеалом становятся юноши Парсифаль и Тристан. Если военное снаряжение подчеркивало воинственно мужественный характер, то в одежде и облике рыцарей-миннезингеров мы обнаруживаем уподобление женскому типу: длинные кудри, безбородое лицо, верхнее платье до лодыжек. Зрелая мужская сила, воинственный характер уже не в моде.

Мужчины носили две одежды - одну поверх другой: верхняя, длинная и широкая (suckenie или suggenie), была без рукавов, с прорезями для рук, часто отороченными мехом; из них выходили длинные узкие рукава нижней одежды или сорочки. Носили также и другую верхнюю одежду (cotte) - с рукавами и поясом вокруг бедер, отделанным золотом. Вырез для шеи часто был украшен орнаментом по краю наподобие пояса, а по рукаву шел до локтя ряд мелких застежек. Но только плащ мог наилучшим образом представить фигуру в целом. В продолжение всего Высокого средневековья (XII и XIII ст.) эту роль играл выкроенный в виде полукруга "плащ с замочком", получивший свое название благодаря украшению из дискообразных пластинок, сквозь отверстия которых продергивался шнур, удерживавший плащ на плечах. Длинные кудри украшали по праздникам обруч или венок ювелирной работы, либо венок из живых цветов. Это праздничное украшение (schapel) характерно для всего средневековья.
Женская одежда существенно не отличалась от мужской. Это также suckenie с более или менее широкими прорезями для рук или только простая одежда типа рубахи с высоко завязанным поясом, а поверх нее - широкий "плащ с замочком", отороченный мехом. Верхняя одежда всадников или охотников изготавливалась из более грубого материала, с разрезами для удобства верховой езды и с воротником-капюшоном. Охотничий наряд рыцаря дополняли богато украшенные элегантные перчатки с отворотами. На поясе висели кошель с милостыней для раздачи бедным и меч. Основной женский головной убор представлял собой изящное сочетание широкого венца с полотняной повязкой, охватывающей голову и подбородок. Верхний край венца был украшен зубцами, как корона.

ОДЕЖДА, ЦВЕТА, ЭМБЛЕМЫ

Средневековая цивилизация — цивилизация символов. Скрытый смысл есть в словах, жестах, привычках, одежде, еде и жилище. Всему придавалось социальное значение.

Обычно одевались в соответствии со своим положением или сословием. Вид и объем ткани, расцветка, разнообразие узоров и аксессуаров, количество деталей костюма — все свидетельствовало о положении личности внутри определенной группы и о месте этой группы в обществе. Одеваться богаче, чем принято в данной социальной категории, считалось проявлением гордости или признаком упадка'. Для аристократии особенно важно было одеваться так, чтобы подчеркнуть сословную разницу и привилегии, полученные от рождения или связанные с принадлежностью к дворянству.

Иерархический характер костюма, эмблемы и знаками отличия.

Мужской и женский костюм рассматривается в лекции отдельно. Но нам придется ограничиться лишь одеждой аристократии: одежда крестьян не представляет достаточного материала для детального изучения. Но костюм виллана зачастую представлял грубую и упрощенную копию костюма его сеньора.

Появление моды. Действительно, в XII веке произошло то, что можно назвать рождением моды. Со времен варварских нашествий западный костюм изменился, но, скорее, путем медленной эволюции.

Распространение куртуазного идеала породило в куртуазных же кругах необычайную заботу о внешнем облике: внешность манер следовало обязательно соединять с элегантностью костюма. Как предмет роскоши одежда играла все более важную роль в экономических и социальных отношениях; ее привозили издалека, дарили в знак расположения или использовали в качестве уплаты.

О людях теперь все чаще судили по их одежде; об этом свидетельствует куртуазная литература — большое место в произведениях занимают описания различных одеяний и нарядов, а персонажи разодеты иногда настолько пышно, что теряют свое правдоподобие. Описание подарка: плащ великолепный и превосходного качества. Воротник его украшал соболий мех. Каждая пряжка — по унции золота: с одной ее стороны блестел гиацинт, с другой — рубин, сиявший ярче карбункула. Подкладка его из белого горностая, красивее и тоньше которого никто прежде не видывал. По краю ткань была богато и чудно вышита крестом нитями всевозможных цветов: голубого, красного, фиолетового, белого, зеленого, бирюзового, желтого...”

40-е гг. ХП века произвели революцию в манере одеваться. Действительно, к 1140 году исчезли последние черты германского костюма времен Меровингов и Каролингов. Мужчины, так же, как и женщины, стали носить длинное платье, вызывая возмущение со стороны церкви, видевшей в этом неуместную и женоподобную моду. Вместо того, чтобы стричь волосы и бриться, они стали отращивать бороду и локоны и завивать их щипцами.

Мужчины и женщины носили блио и котт. Блио – верхняя одежда. Мужское блио было узким, с боковыми разрезами и полукороткими рукавами или без рукавов. Женское блио имело несколько форм: длиное с расширеными книзу рукавами и с очень широкими рукавами из гофрированной ткани. Женское блио укаршали дорогими поясами ювелирной работы. Женская котт соответствовала платью. Мужская – верхней тунике.

И у мужчин, и у женщин блио и плащи спадали чуть ли не до земли; рукава сделались шире и длиннее, закрывая иногда даже кисти рук; на ногах носили экстравагантные туфли из мягкой кожи с oгромными загнутыми носками, набитыми конским волосом – пигаш. Широко распространилось пристрастие к акссессуарам, мягким, шелковистым тканям, ярким цветам и покрою, подчеркивающему формы тела. Дворяне начали постоянно заботиться об изысканности одежды, несмотря на осуждение священников, видевшиx в этом, как, например св. Бернар, сугубую привязанность к мирским вещам и легкомыслие, подобное распутству.

В 1220 году, в южных областях даже несколько раньше исчезло блио и появилось сюрко, похожее на тунику без рукавов и надевавшееся поверх платья, или котт. Сюрко,как деталь женского костюма,  таким образом, на эту игру не подходит.

Единообразие сменила одежда более индивидуальная.

У женщин в моду вошли плотно облегающая одежда, высокая и небольшая грудь, спрятанные под головной убор волосы; у мужчин модным считалось брить лицо и носить короткие волосы, начесанные вперед, искусно завитые на висках и собранные шнуром на затылке.

Манера одеваться была практически одинаковой в Лондоне и Париже, в Йорке и Бордо. Местные особенности выражались в цвете и качестве тканей, а не в покрое. Одежда не имела и возрастных ограничений: все дети одевались точно так же, как и взрослые, кроме грудных младенцев, тщательно завертываемых в пеленки, откуда выглядывала одна лишь головка. Разница заметна только в половой принадлежности костюма, однако и она тоже не очень резко бросалась в глаза.

Ткани и цвета

Социальную значимость одежды подчеркивало необычайное множество “ритуальных” действий, связанных с процессом одевания, а также огромный ассортимент тканей. Их производством занимались в основном женщины: крестьянки убирали лен, стригли овец, чесали и красили шерсть; хозяйки замков проводили свободное время за прялкой, ткацким станком и вышивкой.

Самыми распространенными были полотняные ткани местного производства:
кэнсил — тонкое льняное полотно, из которого шили рубашки и простыни;
тик – плотный материал из конопли, используемый для подкладки и рабочей одежды;
бумазея – полотняная ткань с добавлением хлопка (привозимого из Египта и Италии), она равным образом подходила и для шитья одежды и для убранства помещения.

Шерстяные
ткани производились только в отдельных областях (во Фландрии, Шампани, Нормандии, в Центральной и Восточной Англии).
обычные простыни из саржи
тирлен,
знаменитый станфорт — плотная шерстяная ткань, производимая в Станфорде,
превосходный камлот, мягкий, легкий, напоминавший верблюжью шерсть.

В каждом городе имелись свои особенности в отношении качества, цвета и узоров. Существовали ткани гладкие (то есть одноцветные), пестрые (узорчатые), камчатые (с каймой из цветочных мотивов или вязью), в горошек или полоску.

Самые разные шелковые ткани, так полюбившиеся на Западе, привозили с Востока, из Египта и из Сицилии.
Дамаст переливался несколькими оттенками,
остерлен славился глубоким фиолетовым цветом.
Сиглатон везли с Кикландских островов,
бофю — из Византии, боден – из Багдада.

Наиболее изысканными считалась:
парча – плотная роскошная ткань,
пэль – затканное полотно из Александрии
муслин – мягкий материал, напоминавший современную тафту.

Появление моды на меха, также как на шелковые ткани, связано с развитием торговли. Из Сибири, Армении, из Норвегии и Германии экспортировали самые роскошные меха: соболей, медведя, горностая и белку.

Особенно ценились последние два. На белый горностаевый мех мастера набирали крапинки из черных кончиков хвоста, а беличий мех сшивали, чередуя шкурки так называемой “сибирской белки” с белым животиком и серо-голубой спинкой. (на воротники и подкладку парадных одежд).

Мех местных животных (выдры, барсука, каменной куницы, лисы, зайца, кролика, барана) ценился намного меньше; его обычно вшивали внутрь рукавов или в пелиссон. Самые простые меха, например, кролика, красили в красный цвет и использовали для отделки рукавов и внутреннего края блио.

ЦВЕТА

Выбор определялся иерархическими соображениями. Больше всего ценился красный — “цвет цвета”, имел множество оттенков (разные красители – марена, кошениль). Помимо красного в одежде предпочитали белый и зеленый цвета. Желтый не отличали от золотого и употребляли очень умеренно. Голубой стал восприниматься как изысканный цвет только во времена правления Людовика Святого, а до этого он обычно предназначался для будничной одежды, так же как серый, черный, коричневый.

Красный, белый, желтый “излучали больше света” и поэтому считались самыми изысканными, а те краски, которые отсутствие технических знаний не позволяло сделать “светящимися”, оставались в забвении. В голубом цвете видели безвкусную бледность, в сером — нечто грязное или неопределенное, в коричневом — слишком темный тон, в черном — мертвое, тяжелое отсутствие цвета как такового.

МУЖСКОЙ КОСТЮМ.

Утром сеньор последовательно надевал брэ, рубашку, шоссы, туфли, пелиссон и блио. Если он собирался уезжать, то к этому добавлялись плащ, головной убор и сапоги. Отправляясь не войну, поверх обычной одежды он облачался в воинское снаряжение.

шоссы

Брэ шились из полотна, штанины иногда были длиной до лодыжек, чаще - короткие. Мода на шелковые и кожаные брэ. За и исключением кожаных, они были непременно белыми. Брэ затягивались на талии кожаным или тканым поясом, к которому привязывали кошелек и ключи и иногда прикрепляли подвязки, держащие шоссы. Другой вид подвязок – круглые, прикреплявшихся к специальному поясу. Шоссы чем-то напоминали мягкие чулки до середины бедра, плотно обтягивавшие ногу. Их вязали из шерсти, шили из ткани, даже из шелка, обычно темнго цвета (коричневого, карминного, зеленого), исключение составляли выходные шоссы с горизонтальными полосками из разноцветных лент.

рубахи, шоссы на миниатюре 13 века

Рубашка представляла собой глухую нижнюю тунику с двумя разрезами внизу - спереди и сзади, закрывавшую брэ и шоссы до середины икры, обычно она была белая или некрашеная, ее длинные рукава стягивались на запястье. Из саржи - у крестьян, из грубой ткани (так называемая власяница) – для монахов, желавших принести покаяние, из тонкого льняного полотна или шелка — для рыцарского сословия.

Самые нарядные рубашки украшали гофрированной манишкой и вышивкой на вороте и обшлагах, то есть там, где они выглядывали из-под блио. Широкое распространение получила льняная рубашка, став короче и более облегающей. Обычно на ночь ее снимали и меняли через одну-две недели. Зимой между рубашкой и блио надевали что-то вроде длинного жилета без рукавов: пелиссон из меха, вшитого между двумя слоями ткани. Он считался роскошной одеждой, теплой и удобной. Пелиссон украшали лентами, шитыми золотом и серебром, а также мехом у горловины и проймы, что придавало ему весьма элегантный вид и позволяло появляться в нем вечером в неофициальной обстановке. Верхний пелиссон (pelisson, фо.) — свободная длинная или полудлинная мужская и женская одежда на меху с широкими длинными рукавами или без них. Мужские пелиссоны иногда делали с капюшонами.

 

Блио — одежда в высшей степени благородная - это шерстяное или шелковое платье с глубоким вырезом, одевавшееся через голову, с полудлинными и очень объемными рукавами, с широкой юбкой в складку с разрезами спереди и сзади, спадавшей до пят. Его подвязывали поясом, позволявшим делать напуск, как у блузы. В XIII в. блио постепенно заменило котт — шерстяное платье, несколько короче, более облегающего силуэта, с длинными и узкими рукавами. На выход поверх котт надевали сюрко, платье того же покроя, но без рукавов и длиной до колена. Его шили из роскошных тканей (парчи, муслина, пэль) яркого цвета, контрастного с цветом котт.

 

(на рис. спава - еврей, в центре - монах)
Плащ (на рис. слева), как и блио, - одежда для дворян. Разной формы, чаще круглый из подбитого мехом сукна, полудлинный, без рукавов и с разрезом на боку; на плече застегивался пряжкой или завязывался шнурами, его украшали вышивкой и бахромой. Во время путешествия или дождя его заменял шап' — просторная закрытая накидка (из невымоченной шерсти) с капюшоном.

 

Всевозможную обувь, в принципе, можно разделить на две категории: туфли и башмаки. Туфли делали из кожи или ткани, по форме они напоминали современные мягкие туфли; их надевали только дома или в сапоги. Башмаки из толстой испанской кожи похожи на наши ботинки; они плотно обхватывали лодыжку и застегивались при помощи множества пряжек и шнурков. Однако рыцари предпочитали высокие непромокаемые сапоги из мягкой кожи красного или черного цвета. К тому же мужчины придавали особое значение изяществу собственных ног - ведь красивыми считались маленькие ноги. Обувь делалась узкой, без каблуков, но с роскошными украшениями (яркие цвета, вышивка, мозаичная кожа) и аксессуарами (тесьма, пуговицы, язычки, ленточки).

"Middle Class Shoe" (c1000-1200)

Simple Slipper (c1000-1200)

"Laborer's Shoe" (c1000-1200)

 

 

 

 

 

 

Dipped Side Boot (c1000-1200)

"Bottom Seamed Slipper" (c1000-1200)

Basic Front Laced Ankle boot (c1000-1200)

Ankle Latched Shoe (c1000-1200)

Lace-up Boot (Late 12th Century)

Головные уборы также поражают своим многообразием. Прежде всего каль — небольшая шерстяная или полотняная шапочка, вроде современной купальной, ее носили только дома. К а л ь (cale, фф.) — первоначально плотно облегавшая голову шапочка, подшлемник типа чепчика. При выходе на улицу поверх него надевали другие теплые головные уборы. Зимой сверху надевали большой мягкий колпак конической формы со сложенным концом или квадратный с ушками. Летом вместо него носили калотт, сшитую из хлопка и напоминавшую берет или фетровую шляпу с широкими отогнутыми полями. Калотт (calotte, фр.) — маленькая шапочка, сшитая из нескольких кусочков ткани, плотно облегающая верхнюю часть головы. Калотт имела сферическую, полусферическую и остроугольную форму. В праздничные дни голову обвязывали шапелью, широкой повязкой из дорогой ткани, украшенной золотом и серебром, жемчужинами, цветами или павлиньими перьями.

капюшоны стрелки по бокам одеты в каль

Наконец, костюм завершали перчатки, бывшие тогда в большом ходу у всех сословий. Рыцари носили шерстяные, кожаные или меховые перчатки. Они плотно обтягивали кисть руки, становились свободнее у запястья и закрывали большую часть предплечия. Нередко перчатки дарили; к тому же они имели символическое значение: передать перчатку сеньору означало клятву верности, бросить ее - вызов; перчатки снимали перед тем, как войти в церковь или пожать руку. Ремесленники, крестьяне, охотники надевали рукавицы из толстой кожи.

ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ

Большинство элементов женского костюма ни по своему назначению, ни по покрою не отличалось от того, что носили мужчины. Однако здесь царило еще большее изобилие тканей и расцветок, а также узоров и аксессуаров.

Впрочем, брэ женщины не носили, зато они ловко умели использовать кисейное покрывало в качестве корсета. Сверху они надевали присборенную рубашку, спускавшуюся до лодыжек. Из полотняной ткани или из шелкового крепа, дамская рубашка была обязательно ослепительно белая и так же, как мужская, вышита по горловине, рукавам и по внутреннему краю частей, выступавших из платья или блио. Оставаясь после совершения туалета в своей комнате, женщины надевали своеобразный пеньюар, более просторный, чем рубашка, но тоже из тонкого белого полотна. Зимой к нему добавлялся пелиссон из горностая, похожий на мужской, но длиннее и богаче отделанный.

Роль верхней одежды выполняло блио. Различали два вида: обычное блио — простая туника до середины икры, и сложное, появившееся в 1180 году и состоявшее из лифа, широкой ленты, акцентировавшей талию, и длинной юбки с разрезами по бокам. Оно подчеркивало фигуру, плотно облегая грудь, живот и бедра. Горловина оставалась широкой, рукава — длинными и расширяющимися от локтя. В отношении рукавов мода проявляла наибольшее непостоянство.

Самым красивым считалось блио из ткани пэль или из парчи, с гофрированным лифом, юбкой в складку, отделанное золотом, серебром и вышивкой, причем лучшие узоры для вышивки привозились из Англии или с Кипра. Иногда блио заменяли платья из муслина или камлота, более просторные, со шлейфом (между прочим, шлейф церковь считала вещью недопустимой и бесстыдной), более изысканных покроев и лучше подчеркивавшие фигуру. Как котт у мужчин, платья и сюрко постепенно вытеснили блио и окончательно закрепились во время правления Людовика Святого.

 Но, что бы ни надевала женщина: платье или блио, непременным аксессуаром оставался очень длинный пояс — плетеный кожаный ремешок, витой шелковый или льняной шнур. Придавая изящество костюму, его искусно завязывали: первый оборот вокруг талии с узлом на пояснице, второй — на высоте бедер с узлом над нижней частью живота, а концы пояса обязательно должны были получиться одной длины и волочиться чуть ли не по земле.

Дамские шоссы отличались от мужских лишь тем, что всегда держались на обычных подвязках по причине отсутствия специального пояса. Туфли носили и высокие, и низкие, и закрытые, и с разрезом, и с язычком, и без него, из кожи, фетра, сукна, подбитые мехом, но всегда на невысоком каблуке, ведь модными считались крошечные ножки и плавная, тщательно отработанная походка.

Женским плащом называлась полукруглая накидка, застегивающаяся не на плече, как у мужчин, а на груди при помощи различных застежек и шнурков; их отделке уделяли особое внимание. Плащ оценивали по качеству мехового подбоя и застежек. Более тонкую и мягкую одежду застегивали булавками, похожими на современные, но больших размеров, чем пуговицы.

Пуговицы получили особое распространение в конце XII века, они были парными и продевались сразу в две петли. Пуговицы изготовляли из кожи, ткани, кости, рога, слоновой кости, металла, как объемными, так и плоскими.

 

Женщины носили очень длинные волосы, но сама прическа с возрастом изменялась. Молодые девушки и женщины разделяли волосы на пробор и, заплетая две косы, перекидывали их вперед. Причем косы, если верить имеющимся иллюстрациям, часто доходили до колен, их иногда дополнительно удлиняли подвесками на концах. Тем, кого природа не наделила красивыми косами, скрыть недостаточную длину волос помогали ловко прикрепленные накладки.

После 1200 года мода на длинные волосы почти исчезла, уступив место моде на более короткие, собранные обручем волосы, свободно ниспадавшие на плечи. Перед тем как выйти из дома или войти в церковь, голову покрывали накидкой из кисеи, льна или шелка. Женщины постарше собирали волосы в большой пучок (при необходимости искусственно увеличиваемый), надевали кувр-шеф, напоминавший шарф, и завязывали его двойным узлом под подбородком. Вдовы и монахини носили апостольник — головной убор из легкой ткани, полностью скрывавший волосы, виски, плечи и даже верхнюю часть груди.

Костюмы священнослужителей (слева) и труверов (справа)

 
Hosted by uCoz