Сфера моих научных интересов - предметы христианского культа Псковской земли XI - XVIII вв. Наиболее развернутым моим научным трудом на эту тему пока является дипломная работа, аннотация на которую приводится ниже.

Тема дипломной работы: Предметы христианского культа из раскопок в г. Пскове как исторический источник.

Структура дипломной работы выглядит следующим образом: введение, главы "История изучения вопроса, характеристика источников и методика", "Типология нательных крестов из раскопок в г. Пскове", "Хронология предметов христианского культа", "Топография предметов христианского культа", "Предметы христианского культа как источник по истории ремесла и торговли в средневековом Пскове", "Предметы христианского культа из раскопов в г. Пскове как источник по истории религии и церкви", а также заключение. В конце работы приводится список архивных материалов и литературы, использовавшихся в данном исследовании, список сокращений. Имеется ряд приложений, которые могут иметь самостоятельное значение в качестве справочной литературы.

Дипломная работа посвящена предметам христианского культа из раскопок в г. Пскове и представляет собой комплексное источниковедческое исследование. В качестве объекта исследования выступают только предметы личного благочестия, включающие в себя такие категории, как нательные кресты, иконки (образки), энколпионы (кресты-складни), наперсные кресты, круглые крестовключенные (крестопрорезные) подвески, крестовидные подвески. Как свидетельство существования предметов определенного облика в работе привлекались литейные формы для отливки предметов христианского культа.

Несмотря на существование обширного пласта литературы, посвященной предметам христианского культа из музейных коллекций России и ближнего зарубежья, в т.ч. и археологическим находками, псковский материал никогда прежде не выступал объектом самостоятельного исследования. Вследствие этого возникает задача выявления, систематизации и интерпретации имеющегося материала.

В работе привлекались результаты археологических раскопок, проводившихся в разных исторических частях города с 1947 по 1998 гг., вещевые коллекции которых хранятся в Псковском музее-заповеднике.

К особенностям используемых нами археологических источников можно отнести документированность, связь находок со слоями определенного времени, связь с комплексами и сооружениями, городской застройкой.  Однако ограниченность археологических источников проявляется в том, что предметы, происходящие из нарушенных слоев, не могут полноценно привлекаться для комплексного исследования (в таких его аспектах, как стратиграфическое датирование, топография). Большая нарушенность слоев XV-XVIII вв. в Пскове связана со спецификой такого памятника как город, функционирование которого продолжается и в наши дни. Также особенностью археологической документации является дублирование информации в паспортах находок, полевых дневниках, чертежах, в отчете. Это дает возможность сбора максимально полной информации о вещи, критики источника и восстановления недостающих сведений.

Степень изученности вопроса, а также специфика источников определяют конкретные задачи исследования и методы их решения. В целом, задачи, поставленные в работе, можно сформулировать таким образом, хотя работа велась в течении трех лет и на различных ее этапах решались различные задачи:

*      выявление, определение объема, видового состава предметов христианского культа из раскопов в г. Пскове, систематизация материала;

*      создание иллюстрированного каталога предметов христианского культа;

*      создание типологии наиболее многочисленной категории предметов христианского культа;

*      выявление числа датируемых и не датируемых стратиграфически находок, установление стратиграфических дат находок, создание базы данных;

*      установление аналогий предметам христианского культа из Пскова по научной литературе;

*      составление и анализ хронологического ряда находок, полученного на основе стратиграфического датирования, скорректированного установленными аналогиями;

*      анализ предметов христианского культа как источника по истории ремесла и торговли: с позиций критерия материала и технологии изготовления;

*      анализ предметов христианского культа как источника по истории религии и церкви.

Данная работа выявила, что в фондах ПГОИАХМЗ содержится 250 происходящих из раскопов 1947-1998 гг. в г. Пскове предметов, которые могут быть определены как персональные предметы христианского культа и 24 литейных формы для отливки крестов и иконок. Среди предметов христианского культа  223 нательных креста, 1 наперсный, 13 иконок, 6 энколпионов (в т. ч. и отдельных створок), 2 круглые крестовключенные подвески и 5 крестовидных подвесок, которые можно отнести и к крестам. Подтвердилось, что предметы христианского встречаются повсеместно и имеются в археологических коллекциях практически всех раскопок. Статистика находок предметов христианского культа в раскопах 1948-98 гг. в Пскове приведена в таблице в приложении 2 нашей работы.

Приложение 4 данной работы содержит графический каталог, включающий 274 рисунка находок.

Были созданы отдельные классификации для металлических, янтарных и каменных крестов. (Остальные категории нательных крестов столь немногочисленны, что составлении типологий на их материале представлялось  неоправданным).

Классификации нательных крестов имеют три ступени: отделы, классы и типы. Для выделения ступеней в классификациях основными критериями были критерий техники изготовления, степень зависимости формы изделия от исходного сырья, соотношение высоты и ширины предмета, количество лопастей металлических крестиков, форма завершения лопастей, характер изображений на тельниках. С привлечением к исследованию литейных форм к классификации металлических крестов был добавлен еще ряд типов

Более половины выделенных нами типов нательных крестов представлены всего одной находкой. В ряде случаев не вызывает сомнений наличие аналогий. Тогда мы с полной уверенностью говорим о типичности формы той или иной псковской находки. В остальных случаях индивидуальные формы обозначены как типы с большой долей условности. Сложность, возникающая в процесс классификации, объясняется избирательностью, с которой персональные предметы христианского культа попадают в руки исследователя, в результате которой выборка вещей не всегда оказывается репрезентативной.

В работе применялся метод стратиграфического датирования, привлекались также типологические наблюдения, для абсолютной датировки использовались данные дендрохронологии.

Результаты работы были оформлены в виде базы данных. Таблица, представленная в приложении 3, является графическим отображением базы данных и представляет собой результат источниковедческой работы с отчетной документацией и находками из раскопов в. Пскове.

Это исследование позволило получить 175 дат, 87 находок оказалось невозможно продатировать стратиграфически, 7 дат - весьма спорны. Около 35% дат укладываются во временные рамки XI - XV веков. Как видно из этой статистики, часты случаи происхождения находок из перекопанного слоя, очень велик процент находок XVI  - XVIII веков. Совмещение  хронологической таблицы с типологическим определением предметов христианского культа из раскопов в г. Пскове позволило создать наглядный хронологический ряд.

Были сделаны выводы о том, что на вошедших в границы нашего исследования территориях первые предметы христианского культа  появляются в XI веке, к XIV в. их количество возрастает, основная масса находок приходится на XVI в., после чего, к XIX в., идет резкое сокращение их численности, хотя на XVII - XVIII в. присутствие предметов христианского культа в слое очень велико. Плохая сохранность слоев  XV в. в Пскове не позволяет делать однозначных выводов о распространенности предметов христианского культа в это время.

Каменные тельники присутствуют в слоях  XI-XV вв., наибольшее количество находок приходится  на слои XIII в., на слои XIV в. приходится наибольшее количество находок янтарных тельников, которые как категория существуют с XI  вплоть до XVIII в. Энколпионы домонгольского производства встречаются в Пскове в слоях XI-XIV. Иконки появляются в слое Древнего Пскова в XIII в. и не исчезают до XVIII в., хотя процент их присутствия по сравнению с другими категориями предметов христианского культа невысок.

 Бытование отдельных категорий и имеет в Пскове свою специфику, хотя  хронология предметов христианского культа из раскопок в Пскове, в целом, не противоречит общерусской.

Исследования в области топографии находок позволило связать находки предметов христианского культа с рядом христианских кладбищ на территории Пскова, в т.ч. и монастырских, с городской застройкой: с определенными дворами (срубами, дворовыми настилами, частоколами, обозначающими границы дворов), уличным замощением, с ямами или развалами камней, каменными зданиями XVI-XVIII вв. Был подтвержден тезис о том, что большая часть вещей попали в слой как случайные потери жителей города, причем наибольшее число потерь случилось в пределах жилых дворов. Находки равномерно распределены по площади раскопов, встречаются пропорционально в разных частях  Пскова.

Исследование велось с опорой на существующую археологическую литературу по вопросам ремесла, торговли и религии на Руси, в России и, в особенности, в Пскове и Новгороде.

Анализируя предметы христианского культа как источник по истории ремесла, торговли, религии и церкви в средневековом Пскове, мы учитывали такие характеристики вещей, как материал, из которого они изготовлены, техника исполнения, изображения на предметах, география аналогий для различных категорий или, в ряде случаев -  место изготовления вещей. Привлекались топографические данные, учитывался характер археологических комплексов, из которых происходят находки.

На основании даже одного такого, как предметы христианского культа из раскопов в г. Пскове вслед за другими исследователями мы можем говорить о наличии в христианизированном  средневековом Пскове высокоразвитого ювелирного ремесла, кустарного камнерезного и косторезного, о торговле с Прибалтикой в XI-XVI вв. ( о ввозе янтаря; ввозе металла из среднегерманских месторождений в XI-XVI вв.), Швецией (активный ввоз меди шел в XII в.), Киевом (XII-XIII вв.), возможно - с Византией, и независимости торговой традиции от Новгорода в XIII-XIV вв. в вопросе отношений с Прибалтикой. Однако, рассматриваемые в отрыве от других источников, предметы христианского культа несут отрывочную информацию и, конечно, должны рассматриваться в комплексе.

Выявление топографических и хронологических характеристик вещей дало возможность интерпретировать предметы христианского культа как источник по истории религии и церкви в Пскове. Также автор постарался проследить изменение облика типичного атрибута христианства во времени и связать это с изменениями в религиозном сознании.

В работе делаются выводы о том, что уже в XI веке в г. Пскове появляются христиане, носившие предметы личного благочестия. До начала XIV в., как нам представляется, ношение предметов личного благочестия остается привилегией зажиточных слоев. Во II половине XVI века захоронение с тельником становится обязательным, видимо, также повседневное ношение креста начинается в Пскове в XVI в. Не исключено, что это отражает одновременно и удешевление металлических изделий и перемены в религиозном сознании от идеи коллективного суда в конце времен к идее личной ответственности перед Богом по завершении личной биографии. В пользу гипотезы об изменениях в понимании личного спасения, увеличении разрыва между культом страдания за веру и аскетизма и практикой повседневной городской жизни также говорит преобладание голгофского креста среди изображений на предметах личного благочестия.

Апробация работы проходила на студенческих научных конференциях в ПГПИ в 2000 и 2001 гг., конкурсе студенческих научных работ 2000/01 учебного года, на научном семинаре "Археология и история Пскова и Псковской земли" в  2001 г.

Design by Kolpakova Yulia (c) 2002



Hosted by uCoz